Авторское пособие "Волшебная лупа"
19.04.2025
Дидактическое пособие «Волшебная лупа» предназначено для работы с детьми 5-7 лет.
В своей профессиональной деятельности мы применяем игровые технологии: дидактические игры для развития слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи, игры на развитие фонематического слуха и звукового анализа. Использование игровых технологий формируют положительную мотивацию к занятиям, регулируют психоэмоциональное состояние ребенка, увеличивают результативность коррекционной работы.
Цель: развитие речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи:- формировать и закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- активизировать и обогащать словарный запас;
- закрепить правильное и чёткое произношение и различение звуков по твёрдости и мягкости;
Оборудование: Картон, клей, ножницы, цветная пленка.
Описание игры: Это дидактическое пособие используется воспитателем во время проведения НОД и в организации свободной самостоятельной деятельности детей. Логопед может его применять в коррекционной работе. Родители, для организации игр с детьми и для закрепления полученного ребёнком опыта в детском саду.
Взрослый сообщает детям, что сегодня они будем смотреть через “Волшебную лупу”. Предлагает им сначала вспомнить, каким цветом обозначаются гласные буквы - красным цветом, согласные твердые - синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом. Говорит ребенку взять лупы, красного и синего цвета и посмотреть через них на буквы. И убедиться, что буквы исчезли.
Перед детьми выкладываются зашумленные картинки, на которых изображены буквы, наложенные друг на друга, и написанные разными цветами. Ребенку предлагается взять лупу красного цвета и убедиться в том, что буква которая была написана таким же цветом – исчезнет.
Взрослый предлагает ребёнку взять в руки лупу красного цвета и приложить ее на лист бумаги. Назвать только те предметы, в названии которых гласный звук находится в начале слова, а затем в конце слова.
Затем на столе выкладываются предметные картинки с изображением разных овощей и фруктов и цветная лупа. Ребенку предлагается смотреть на картинки через зеленую лупу, назвать те картинки, про которые можно сказать “зеленое”, “зеленый”, “зеленая”.
Перед детьми раскладываются картинки и цветная лупа. Детям предлагается смотреть на картинки через лупу, называть слова “ласково” “красненький помидорчик”, “красненькое яблоко”, “красненький помидорчмк”.
Взрослый предлагает «привязать шарики к подарку» - провести звуковой анализ слова при помощи цветовых обозначений.
Ребёнок чётко называет звук и даёт ему характеристику (например, МЯЧ: м – согласный мягкий обозначается зелёным цветом, я- гласный ударный, обозначается красным цветом, ч – согласный мягкий обозначается зелёным цветом)и т.д.
Применять дидактическое пособие можно в условиях детских образовательных учреждений (в НОД, в режимных моментах) и в кругу семьи.
Мы не останавливаемся на достигнутом и будем пополнять картотеку игр с «Волшебной лупой», чтобы создать для детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.
Ведь используемая технология способствует повышению речевой активности детей. Развивает речевые умения и навыки, снимает напряжение, восстанавливает работоспособность ребенка и активизирует познавательные процессы. Что позволяют ускорить процесс коррекции речи дошкольников и получить положительные результаты.