ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Основной целью
педагога-психолога,
работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья
детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех
этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический
психолог выполняет следующие задачи: реализует
в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает
индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать
интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и т.д.
От психолога требуется создать
благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо
оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям,
педагогам.
Основными направления
деятельности педагога-психолога являются:
1. Психологическая диагностика
2. Психологическая коррекция
3. Психологическое консультирование
4. Психологическая профилактика
5. Психологическое просвещение
6. Организационно-методическая
работа
Итак, задача психологической
диагностики —дать информацию об индивидуально-психических особенностях
детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
диагностика познавательной сферы
(мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
диагностика эмоционально-волевой
сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к
школе);
диагностика коммуникативной сферы
(трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики
составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных
проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости,
направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог
также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в
организации работы с конкретными детьми.
Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам
диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С
учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную
работу в следующих направлениях:
эмоционально-волевая сфера:
агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль,
неуверенность в себе;
коммуникативная сфера: нарушения
взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
познавательная сфера: низкий уровень
развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления,
восприятия).
Основные методы
коррекционной работы:
индивидуальная игровая терапия:
подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком,
сюжетно-ролевые игры;
сказкотерапия: чтение, проигрывание
психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
куклотерапия: проигрывание историй,
сюжет которой травмирует ребенка;
арттерапия: работа с красками,
глиной, пастелью, тестом;
психогимнастика;
релаксационные упражнения:
нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных
образов.
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно
сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования
рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи
психологической службы образования – максимально содействовать психическому и
личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию
постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются
только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Под психологическим просвещением понимается приобщение
педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно
распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая
культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его
личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях,
переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны
конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение
и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д.
Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые
работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в
том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и
условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты
диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях
и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития
собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в
детском саду.
Консультативная и
просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1)Индивидуальная
С
педагогами:
проводится по запросам и результатам диагностики;
обзор групп по результатам скрининговой и углубленной
диагностики.
С
родителями:
проводится по запросам и результатам диагностики;
психологические пятиминутки в группах при утреннем
приёме детей.
2)Групповая
семинар-практикум;
мастер-класс;
консультация;
С
родителями:
выступления на родительских собраниях;
тематические встречи (консультации)
с родителями по заранее выбранной проблеме;
оформление информационных листов
(памяток) и ширм в каждой группе;
подбор психологической литературы
для библиотечки родителей.
Психологическая профилактика
направлена
на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех
этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает
ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий,
необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности
ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика
предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут
привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и
эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться
прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и
становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную
ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог
разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с
учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая
работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре
основных направления:
1)развитие коммуникативных
способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики,
памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы
(знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к
дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы
актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими
особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий. Предпочтение
отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную
работу с ребенком.
Групповые
психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
Адаптация детей;
Осознание ребенком своего «Я»,
развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
Доброжелательное отношение к
сверстникам, чувство принадлежности к группе;
Развитие общей и мелкой моторики,
памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
Развитие эмоциональной сферы, психических процессов,
моторики;
Доброжелательное отношение к
сверстникам, чувство принадлежности к группе;
Развитие общей и мелкой моторики,
памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
Коммуникативные навыки;
Творческие и познавательные способности;
Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительная группа:
Готовность к школе (личностная и мотивационная);
Коммуникативные способности и социальная адаптация
детей;
Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
Творческие способности и
совершенствование познавательных процессов.
Организационно-методическая
работа:
оформление
документации;
участие в методических
объединениях психологов;
курсы повышения
квалификации и дополнительное образование;
методическая помощь в
организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов,
тренингов, мастер-классов по плану МАДОУ;
Детский психолог — это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко
понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического
развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с
тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые
определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку.
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно
сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе
консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению
главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать
психическому, личностному развитию каждого ребенка. Родители или педагоги
получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их
проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
В процессе психологической консультации, родители или педагоги сами находят
возможные варианты решения вопроса, а психолог подводит их к точным выводам.
Психологическое консультирование является одним из самых востребованных
видов моей работы педагога-психолога в Детском саду. Консультирование – это
оказание конкретной помощи обратившимся родителям или педагогам в осознании ими
природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
В детском саду консультативная работа с родителями и
педагогами проводится с учетом специфики программы развития детей дошкольного
возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, личностных качеств и
уровня профессиональной квалификации педагогов, специфики семейного воспитания
и т.д.
Работа с педагогами:
анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с
особенностями индивидуального развития отдельных детей;
участие в педсоветах, посвященных вопросам адаптации детей к дошкольному
учреждению, готовности к школе, организации работы в специальных группах
(логопедических, групп с дополнительной образовательной нагрузкой, для детей с
ослабленным здоровьем и т.д.);
разработка рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности
эмоционального, социального и интеллектуального развития, для воспитателей
групп и других специалистов детского учреждения;
подготовка рекомендаций по организации благоприятного эмоционального
климата в группе с учетом индивидуальных особенностей детей, помощь в
проведении специальных мероприятий (игр, занятий, праздников, развлечений),
улучшающих взаимоотношения детей, рост их социальной компетентности;
проведение специальных обучающих занятий, тренингов для воспитателей по
изменению стиля воспитательных воздействий.
Работа с родителями:
консультирование родителей по вопросам организации периода адаптации
ребенка к новым условиям жизни;
консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные,
поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;
разработка рекомендаций для родителей по организации жизни ребенка в семье.
При необходимости проведение специальных занятий, тренингов для родителей и
других форм обучения;
участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных и
индивидуальных особенностях развития детей.
Запросы
родителей, особо часто встречающиеся в рамках психологического
консультирования, имеют несколько направлений:
1.Адаптация к дошкольному учреждению.
Каждый малыш по-своему переживает отрыв от мамы, да и родители, приняв
решение о посещении ребенком дошкольного учреждения, далеко не всегда сами
готовы к этому. Психолог начинает консультировать родителей еще до прихода
ребенка в детский сад, что позволяет родителям грамотно подойти к этой проблеме
и максимально улучшить процесс адаптации. В нашем дошкольном учреждении 90%
детей довольно легко адаптируются к детскому саду. Плодотворное взаимодействие
с родителями с первых минут посещения дошкольного учреждения позволяет в
дальнейшем строить доверительное и продуктивное общение на индивидуальных
консультациях.
2.Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между
родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это
нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького
человека. Родители, теряя контроль над ребенком, решают посоветоваться со
специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы
выхода из нее.
3.Страхи. Помощь психолога необходима: если ребенок испытывает
страхи, чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и
нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Родители на консультации узнают,
что страхи в определенном возрасте — явление естественное, говорящее о развитии
воображения ребенка, узнают, как правильно общаться с дошкольником. Психолог
помогает безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.
4.Чрезмерная активность. С проблемой гиперактивных детей родители
сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану,
который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту.
Сосредоточиться или высидеть спокойно какое-то время в процессе деятельности
для таких детей — большая проблема. Психолог помогает родителям найти
оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего
возбуждения.
5.Агрессивность.Многие родители сталкиваются с этой проблемой.
Ребенок сердится, может обидеть другого ребенка, причинить боль животному,
демонстративно сломать игрушку. Психолог находит вместе с родителем причины такого
поведения, планирует действия в семье и группе детей.
6.Застенчивость.Застенчивые дети избегают контактов со сверстниками,
чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не
защищают себя. Первостепенно таким детям необходима помощь семьи. Психолог
проговаривает с родителями их особенности и тонкости общения.
Поводов обращения родителей к педагогу-психологу множество. В жизни порой
бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним
относятся смерть близкого человека, развод родителей, появление нового члена
семьи. И в каждой конкретной ситуации психолог определит, насколько сильно
ребенок переживает, поможет пережить семье случившееся. Родители все чаще
обращаются не за решением конкретной проблемы, а просто за информацией о
достижениях в развитии ребенка.