Кризисы дошкольного возраста
09.09.2019
Кризисы дошкольного возраста
Родители,
воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с
развитием ребенка?
Кризис развития – естественный процесс, необходимый для
дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.
Выделено 4 основных
кризиса возраста в детской психологии:
o Кризис первого года
(переход к раннему возрасту)
o Кризис 3-х лет
(переход к дошкольному возрасту)
o Кризис 7- ми лет
(переход к младшему возрасту)
o Кризис подросткового
возраста.
Кризис 1 года
(приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)
У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его
возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает
самостоятельно передвигаться.
Проявления:
·
всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и
действий, а, следовательно, у него появляется много целей)
·
появление аффективных реакций (плач, крик, топанье ногами, драки, кусание,
отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
·
усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с
одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в
помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых).
Что еще происходит с ребенком?
Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова
становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации).
В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих
действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать
родители?
·
давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом
обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает
ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
·
создавая запреты, не делайте их слишком много
·
старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы —
взрослый человек) — ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.
Кризис 3 лет
(приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые
отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит
становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.
Проявления:
·
Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого,
стремление сделать наоборот.
·
Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для
того, чтобы считались с его мнением.
·
Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок
недоволен всем, что ему предлагают.
·
Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам.
Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности
(если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные, только
собственные желания и потребности.
·
Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
·
Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старой
привязанности к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил
поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он
психологически отделяется от близких взрослых.
Что могут сделать
родители?
·
обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в
виде вопроса (вместо «Убери игрушку», — «Ты уберешь игрушку сейчас или
позже?»)
·
ведите себя с ребенком как с равным (спрашивайте разрешение, беря его
вещь)
·
попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1
года, шлепки и крики – бесполезны. — будьте последовательны, если сказали
«нет», следуйте принятому решению.
·
запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
·
проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда
нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
·
если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните, как
«правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза
недостаточно).
·
притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как
одеваться, как играть и т.д.
Кризис 7 лет (6-7 лет)
В этот период происходит становление внутренней позиции школьника,
происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
Особенности
переживания ребенка в этот период
– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я
добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе,
своим успехам, своему положению), ребенок обретает уверенность в себе (своих
возможностях, своих способностях, начинает верить в себя).
Проявления:
·
Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией.
Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его
оттягивании.
·
Спор — ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать
необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на
занятость), возражать.
·
Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от
участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений
требованиям родителей.
·
Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме.
Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
·
«Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На
вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности,
в поведении — в карикатурной взрослости.
·
Внешний вид — внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
·
Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об
обещанном.
·
Самостоятельные занятия — у ребенка появляется стремление к
самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию,
происходит смена мотивов – от игровых к желанию создать что-то ценное.
Что могут сделать
родители:
·
предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая
помогать ему в сложных ситуациях, обсуждайте с ребенком различные
«взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
·
если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
·
предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха —
отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
·
будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять
к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении
подражает манере близких)
·
подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.
Кризис подросткового
возраста
Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни
человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот
«опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или
дочери каким-то образом изменится.
Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют,
и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт
подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него
вырастет.
Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет.
Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет.
Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как:
§
самоутверждение,
§
борьба за статус полноценной личности.
Проявления:
Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да,
он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в
относительно безопасных условиях.
В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально
противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости.
Для кризиса
независимости характерны:
§
упрямство,
§
негативизм,
§
строптивость,
§
своеволие,
§
обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям,
§
протест-бунт и собственничество.
Кризис зависимости
проявляется:
§
в чрезмерном послушании,
§
зависимом от старших положении,
§
к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.
Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы
установленных ранее норм, из которых он уже «вырос».
Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует
родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет
никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее
благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности
в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом
возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.
Что могут сделать
родители:
Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы
проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель
воспитания всё равно придется корректировать.
§
С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим
для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает
твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства.
§
Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с
учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной
степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и
уверенность в себе.