Кризисы дошкольного возраста

09.09.2019

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

 

Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

 

Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:

o    Кризис первого года (переход к раннему возрасту)

o    Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту)

o    Кризис 7- ми лет (переход к младшему возрасту)

o    Кризис подросткового возраста.

 

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

 

Проявления:

·          всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)

·         появление аффективных реакций (плач, крик, топанье ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.

·         усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых).

Что еще происходит с ребенком?

Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации).

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

 

Что могут сделать родители?

·         давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)

·          создавая запреты, не делайте их слишком много

·          старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы — взрослый человек) — ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

 

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

·         Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

·         Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

·         Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

·         Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные, только собственные желания и потребности.

·         Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

·         Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старой  привязанности к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

 

Что могут сделать родители?

·         обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо  «Убери игрушку», — «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)

·         ведите себя с ребенком  как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)

·         попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. — будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

·         запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными

·         проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

·         если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните, как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).

·         притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.

 

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот периодХочу такой сайт

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению), ребенок обретает уверенность в себе (своих возможностях, своих способностях, начинает верить в себя).

Проявления:

·         Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.

·         Спор — ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.

·         Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

·         Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.

·         «Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.

·         Внешний вид — внимание к собственной внешности. Споры об одежде.

·         Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

·         Самостоятельные занятия — у ребенка появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию, происходит  смена мотивов – от игровых к желанию создать что-то ценное.

Что могут сделать родители:

·         предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях, обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его

·         если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его

·         предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха — отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)

·         будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)

·         подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

 

Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится.

Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет.

Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет.

Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как:

§  самоутверждение,

§  борьба за статус полноценной личности.

 

 

Проявления:

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости.

Для кризиса независимости характерны:

§  упрямство,

§  негативизм,

§  строптивость,

§  своеволие,

§  обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям,

§  протест-бунт и собственничество.

Кризис зависимости проявляется:

§  в чрезмерном послушании,

§  зависимом от старших положении,

§  к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос».

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Что могут сделать родители:

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать.

§  С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства.

§  Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

 
Кризисы дошкольного возраста.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».