Коррекционно — развивающая работа педагога — психолога

03.09.2019

Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.

Выделяют два направления развивающей работы с дошкольниками:

1.      Собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников

2.      Психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.

Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду — это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.

Прежде чем организовать коррекционно-развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание. Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Для того, чтобы коррекционно-развивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно-развивающего занятия.

Общая структура коррекционно-развивающего занятия:

§   Вводная

§   Основная

§   Завершающая

Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

В вводной части занятия используются:

§   упражнения — приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия

§   игры – разминки — являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.

Часть 2. Основная (рабочая)

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

В основной части используются:

§   элементы сказкотерапии, импровизации;Хочу такой сайт

§   игры на развитие навыков общения;

§   игры на развитие эмоционального мира ребенка;

§   игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения

§   игры на развитие мелкой моторики

§   рисование, лепка.

Часть 3. Заключительная

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Используются:

§  • упражнения и игры на напряжение и расслабление

§  • ритуал прощания, выход из сказки

§  • рефлексия занятия

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали) .

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:

• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)

• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему) .

• Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).

Психологическая помощь организуется:

§  по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;

§  на основании результатов психологической диагностики;

§  на основании рекомендаций ПМПК. 

Занятия проводятся 1  раз в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

 

Коррекционно-развивающая работа.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».